РЕБЕНОК И СОБАКА.ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. Вопрос: - У нас в семье подрастает малыш. Решили купить ему щенка. Как нм помочь стать друзьями? Собака и ребенок инстинктивно ищут общества друг друга, вместе бегают, кувыркаются, играют. Если и бывают у них какие-то разногласия, все всегда кончается полюбовно, и вот они уже снова друзья, обнимаются и целуются, как ни в чем не бывало Таков традиционный образ взаимоотношений между детьми и собаками, привычный всем взрослым. В подавляющем большинстве случаев собаку в доме заводят ради ребенка, чтобы ему было с кем играть. Такой выбор поначалу кажется совершенно правильным и очень удачным. Щенок, оглу- шенный и растерянный при первом столкно- вении с чужим, совершенно незнакомым ми- ром, инстинктивно тянется к ребенку, такому же беспомощному, как он сам. Каждый из них ищет опоры и заступничества у другого. Hо в ходе своего взросления щенок вдруг начинает проявлять враждебность к ребенку, с которым до этого был неразлучен, как тень. Он избегает компании своего товари- ща, стремится побыть в одиночестве, порой даже ворчит. Что же произошло? Прошло время, и маленькое, беспощадное четвероногое существо, прежде такое сла- бое и беззащитное, выросла и окрепло, а главное, возмужало, освоилось в своем но- вом доме, стало членом семьи, заняв опре- деленное место в домашней иерархии Ког- да щенку было два месяца от роду, его мож- но было сравнить с годовалым ребенком, в шесть месяцев он уже подобен пятилетнему мальчику, в восемь месяцев, - девятилетне- му, а когда ему исполнится год, его уже можно сравнить с четырнадцатилетним под- ростком. Его развитие совпадает с развити- ем ребенка в течение очень короткого пери- ода. В то время, как во внешнем облике щенка день за днем все заметнее проступают чер- ты взрослой особи его породы и определяет- ся, совершенствуется его характер, меняют- ся и его взаимоотношения со "щенком-чело- веком". Сперва щенок воспринимает ребен- ка как особу, занимающую господствующее положение на иерархической лестнице по отношению к нему самому, затем как равно- го себе, и наконец как существо нижестоя- щее. Именно в это время детский деспотизм, невинные, на первый взгляд, шутки начинают восприниматься собакой как недопустимое и оскорбительное вторжение в ее частную жизнь. Последствия не замедлят сказаться, когда собака станет взрослой, то есть на втором году ее жизни. Можно с уверенностью предсказать, что она предпочтет избегать общества не только своего недавнего товарища по играм, но и детей вообще. Мало того, пес все сделает, чтобы дети держались от него подальше. Если вы хотите, чтобы общение вашего ре- бенка с собакой стало источником радости и счастья для них обоих, необходимо соблю- дать несколько простейших правил. 1. Если щенок занял в вашей семье место другой собаки, даже если он той же породы, учтите, что его поведение и характер будут иными, чем у вашего прежнего любимца. 2. Все собаки очень ревниво относятся к своим ушам и носу, ведь это органы двух важнейших для собаки чувств: обоняния и слуха. Hемедленно остановите ребенка, ес- ли он забавы ради начнет теребить собаку за уши или за нос. 3. Хвост служит собаке для самовыражения, а также в качестве руля при ходьбе. Взять собаку за хвост - значит ограничить ее ма- невренность и выразительные возможности. 4. Если вы заметите, что ребенок потихонь- ку подкрадывается к собаке со спины, не по- зволяйте ему этого делать: ни одной собаке не нравится, когда ее внезапно хватают сза- ди. 5. Hикогда, ни в коем случае, не позволяйте ребенку дунуть в морду собаке: это будет воспринято как знак превосходства. Такой обычай существует у диких собак: главарь стаи фыркает на рядовых псов, когда хочет, чтобы его оставили в покое. 6. Ребенок никогда не должен глядеть прямо в глаза собаке: это воспринимается как вызов. 7. Hе позволяйте ребенку держать в руках палку или прутик, когда он играет с собакой, чтобы ему не вздумалось ударить ее или уг- рожать ей. 8. Hе оставляйте ребенка один на один с со- бакой во время еды. Любой невинный дет- ский жест в сторону миски с едой может вы- звать инстинктивную оборонительную реак- цию с самыми серьезными и даже трагиче- скими последствиями. 9. Пронзительный детский плач или, как мы говорим, "рев" создает шум, непереноси- мый для сверхчувствительного собачьего слуха. Объясните ребенку, что с собакой нужно всегда говорить тихо и спокойно. 10. Знайте, что собака никогда и ничего не забывает, она навсегда запомнит обиды, пе- ренесенные в щенячьем возрасте. Если пес захочет прогнать от себя обидчика, он обя- зательно это сделает, причем пустит в ход такой убедительный аргумент, как зубы, да еще в такой момент, когда "жертва" не ожи- дает нападения.
|